Снежная стена — коварная и незыблимая

Погода сделала юбилейному — пятидесятому — ралли «Швеция» королевский подарок. Зиму!

Учитывая «географию проведения» звучит нелепо?

Но именно настоящей зимней погоды в последние годы как раз

и не хватало тому ралли, которое зовётся «единственным настоящим снежным за весь сезон»

Для International Swedish Rally, кстати, даже предусмотрен свой стандарт шипов на 5 мм длиннее чем в «Монте-Карло», а высота над поверхностью шины и вовсе не ограничена. Но в последние годы со снегом и льдом были явные проблемы. Организаторы даже перенесли трассу севернее, «попутно» отказавшись от спецучастков, частично выходящих на озёрный лёд. Но опасения по поводу ралли 2001 года были опровергнуты.

В период ознакомления с трассой природа ещё колебалась, как будто выбирая между снегопадом и дождём. А к старту установилась ясная погода, с температурой около -10 градусов — идеально и для экипажей, и для зрителей. Высокие снежные брустверы давали шанс увидеть «изюминку» этого ралли — прохождение поворотов «с упором», но увы, и создавали некоторые проблемы — пилоты идущих первыми автомобилей не раз жаловались на то, что зрители их попросту… не слышат и отскакивают с трассы лишь в последний момент. Впрочем, это было уже после старта.
А предстартовая ситуация давала волю прогнозам. Зная «фирменную черту» Swedish Rally (его никогда не удавалось выиграть нескандинавскому пилоту), многие команды сделали ставки именно на северян. Впервые в своей практике выставила три официальных автомобиля Mitsubishi, причем (также впервые) Фредди Лойксу предстояло отстаивать лишь личные очки. В зачёт марок были заявлены «легионеры» (вообще-то, штатный экипаж Citroёn, пока свободный от прямых обязанностей) — Томас Родстрем — Тина Тернер. Subaru сделала ставку на норвежца Сольберга, хотя он в последнее время так и норовил отличиться опрокидыванием автомобилей. Руководство команды не настаивало, чтобы Петтер менял свой рискованный стиль «либо пан — либо пропал», просто деликатно порекомендовало в трудных местах слегка отпускать педаль газа. Эстонец Мартин выводил свою «Импрезу» лишь для участия в личном зачёте. В Hyundai место лидера вновь занял Кеннет Эрикссон — кому же ещё вести команду по «родной трассе». Peugeot сделала ставку на Гронхольма (одержавшего здесь свою первую победу на пути к чемпионскому титулу год назад) и Ориоля, доверив финну Рованпере третий, «незачётный», автомобиль. Нашлось дело и четвертому пилоту команды — Жилю Паницци. Он «поработал» штурманом Гронхольма на «тестовом участке» (shakedown), учился у финна. Даже с «пассажиром» вместо привычного напарника Маркус показал на «шейкдауне» лучшее время! Ford и Skoda изменений в составе не имели: у «голубого овала» в этом нет нужды, а у чехов — возможности выставлять дополнительную машину и приглашать «специалиста по местным условиям».

Неслабая борьба ожидалась и в других категориях. Swedish Rally стало первым этапом Кубка незаводских команд, и было любопытно, что противопоставят традиционным участникам этой серии заявившиеся на этот сезон чемпион Европы датчанин Лундгаард и легендарный швед Стиг Бломквист. 54-летнего Бломквиста, кстати, можно считать символом шведского ралли — он стартовал здесь 32 раза, а первую из семи побед на родной земле одержал ровно тридцать лет назад! В группе N победа кого-то из северян не вызывала сомнений, тем более, что «южане» понесли потери ещё до старта — за нарушение режима тренировок три экипажа (два итальянских и один французский) были исключены из ралли. Данный факт вызвал неожиданный комментарий со стороны Томми Мякинена. Он сказал, что на столь быстрых трассах два ознакомительных проезда — маловато с точки зрения безопасности. А трасса и вправду быстра — средние скорости около 120 км/ч, «максималка» — более 210. И это — на снегу и на льду!

По традиции, вечером в четверг состоялся лишь торжественный съезд с подиума и проезд 700 метров до ночного закрытого парка. Самый короткий «перегон» во всём сезоне. А наутро — уже старт самого длинного из кругов ралли, на маршруте которого и самый протяженный спецучасток — без малого 50 километров.

Был лишь один пилот, для которого лишняя ночь давала дополнительные шансы. Дидье Ориоль всю предстартовую неделю отчаянно боролся с сильнейшим бронхитом, находился на жестком постельном режиме, пропуская все мероприятия команды. Увы, к старту «большой гонки» справиться с недугом не удалось, и Дидье позже жаловался: «Всё происходит очень быстро, а мои реакции очень замедленны…».

Однако к концу первого дня Ориоль оказался четвертым — ему повезло куда больше, чем ряду соперников…

Народная мудрость — «не говори «гоп!» сработала в очередной раз. Больше всех перед стартом «нагнали страстей» два британских пилота, Ричард Бернс и Колин МакРей: «То, что не только скандинавы могут побеждать здесь, это факт! Это вопрос не принципа, а времени!». И что же? Именно им и суждено было оказаться главными неудачниками первого дня. МакРей на СУ-3 усадил свой Ford Focus RS на бруствер и потерял 5 минут! А Бернс на СУ-4 занимался «приходом весны вручную» (для высвобождения своей Subaru) и вовсе 13 минут. Потеряв шансы на личный успех, оба британца «развязали себе руки», и… по крайней мере три оставшихся спецучастка этого дня МакРей выиграл «в одни ворота».

«Придорожные экскурсии» оказались и на счету Лойкса, Мартина, Сольберга. Через запотевшее стекло не увидел «заботливо» уложенного на дорогу камня (идиотов и в благополучной Швеции хватает) Делекур — и здорово повредил подвеску. Однако мы забыли настоящего «мистера-не-везёт» — Гронхольма! Много перед стартом было рассуждений о том, что сюжет начала сезона очень уж напоминает прошлогодний (победа Мякинена и провал Subaru и Peugeot в Монте-Карло). А значит — именно Гронхольму «судьба» быть претендентом на победу в Швеции. Но, выиграв стартовый спецучасток, уже на втором чемпион мира сошёл — пробитая прокладка головки блока…

И к концу первого дня в лидерах оказался… Сайнс. Не создававший сенсаций, как обычно стабильный и спокойный. А главное — быстрый. Следом за ним пристроились Рованпера (со словами: «я пока учусь ездить на этой машине, и руководство дало мне «тренировочные» километры») и Родстрем («никак не могу почувствовать габариты «Лансера», он гораздо больше привычной мне Xsara!»). Четвертым, как мы помним, удержался простуженный Ориоль. Увы, на Дидье ставки были невысоки, было ясно, что Мякинен довольствовался пятым местом лишь потому, что открывал караван машин и очищал дорогу от верхнего слоя свежего снега (ну, и, как упоминалось, разгонял зрителей). Шестое место Эрикссона тоже могло оказаться лишь точкой опоры для атаки — пришли времена, кода сбрасывать Hyundai со счетов уже не стоит.

Пресса дружно отметила, что такой пестроты в шестерке лидеров не было давно: Peugeot, Mitsubishi, Ford, Hyundai… День второй должен был стать своеобразным «ситом».

И он им стал. Во-первых, отсеялось по одному автомобилю в Hyundai и Skoda. Алистер МакРей выбыл из гонки после поломки двигателя «Акцента», а «Октавия» Шварца вылетела с трассы в безлюдном месте — поблизости не было могущих оказать помощь зрителей. Во-вторых, действительно, осталось четверо реальных претендентов на лидерство: Сайнс, Рованперу, Родстрем и Мякиненн. Теперь уже испанцу приходилось труднее всего — он шел первым. А скандинавы взвинчивали темп. Немудрено, что к середине дня прошёл «Матадора» Рованпера, а к вечеру Сайнса и вовсе оттеснили на четвертую позицию.

Чуть поодаль затеяли «междусобойчик» Делекур, Эрикссон и Ориоль. Шведу помешала поломка КПП — пропали все передачи «выше третьей». Забавно, что и на трёх «нижних» Кеннет умудрился показать второе время на заключительном допе дня — знаменитом супер- этапе «Лагнет» у подножья гигантского лыжного трамплина. Но если уж говорить о лучших показателях времени, то их установлением «развлекался» на втором круге Колин МакРей — 4 из 6 возможных. Вторые-третьи результаты привозил Бёрнс. Всё это было, как в анекдоте про Неуловимого Джо. На Колина с его возвращением до 13-й строки ещё смотрели журналисты — что такого отчаянный шотландец ещё «отмочит». Ричард, пробивающийся из четвертой десятки, был интересен лишь своим фанам да пресс-службе Subaru…

Вечером второго дня все занимались «стратегическими подсчётами». Ситуация и вправду оказалась любопытной. Гонку возглавил Харри Рованпера, не участвующий в заводском зачёте. А значит — у Mitsubishi редкий шанс уехать с максимальным количеством командных очков. Томми Мякинен — второй (и первый среди «заводских»), а оказавшийся верным выбором команды Родстрем — третий. Мешало одно «но» — Томми от Харри отделяло всего 8 секунд. Мякинен — пилот выдержанный, но когда в восьми секундах заключена вторая подряд победа, и у него может «упасть планка»…

Ночью повалил снег, и шансы Рованперы, казалось, пошли на убыль. Но снег продолжал валить, и наутро стало ясно — да, лидер будет в нелегком положении, но и непосредственным преследователям придется не лучше. По-настоящему дорога окажется расчищенной только к концу первой десятки, а те, кто там находится, на ход борьбы уже не повлияют… К тому же — у них свои задачи, МакРей не скрывал, что постарается добыть очки хотя бы для команды. С присутствием в стане лидеров «незачётных» Делекура, Гардемайстера и Карлссона эта задача уже не казалась нерешаемой. Да ещё и Ориоль, кое-как справившийся с простудой, ничего не смог сделать, когда отказала трансмиссия его Peugeot 206WRC. «Серебряные львы» вновь покидали поле боя без командных очков.

Не зря Бернса звали «рыжим дьяволом». Последний день он начал, как чёртик из табакерки, выскакивая с лучшим временем из своего третьего десятка уже после того, как кто-то собирался радоваться своему результату. Ричард был в ударе, и именно он стал победителем абсолютно всех допов последнего дня. Возможно, ему досталось бы куда больше внимания на финише, не случись главное.

Именно то, чего и опасались — на старте последнего спецучастка Мякинен, который отставал от Рованперы на 9 секунд, решил атаковать. Признаться честно, Харри заключительный доп не удался, он отстал от лучшего времени секунд на двадцать. А Томми — насовсем… Через два километра после старта его «Лансер» неудачно зацепил бруствер и взвился над обочиной в кувырках.

Бедняга… нет, даже не Мякинен — тот знал, на что шел, а — Родстрем. Увидев, что машина лидера команды пришла в непотребное состояние, опытный швед не мог сдержать эмоций. Мигом свалившийся шанс на «серебро» вперемешку с ответственностью за командный результат заставили его (по словам самого Томаса) дрожать как осиновый лист все оставшиеся до финиша 19 километров. Но — рука не дрогнула, и Родстрем даже отыграл ещё пяток секунд у нацелившегося было «съесть» его Сайнса.

Позади разборки шли тоже до самого конца. Отчаянный рывок «частника» Гардемайстера позволил ему опередить Делекура в борьбе за 4 место. Всю гонку «тренировавший психику» Сольберг преуспел в этом, да ещё и ухватил последнее «личное» очко. Колин МакРей совершил-таки своё «маленькое чудо» и хотя Эрикссона обойти так и не смог, но девятое место дало Ford пару командных очков. Да и последней из «сестер» тоже досталась серьга — десятое место Тири наградило Skoda одним «заводским» очком…

А над всем этим царил Рованпера. Двенадцатый финн, который стал победителем этапа WRC. Пилот, оцененный по достоинству лишь в этом сезоне, — до этого никак не удавалось Харри закрепиться в заводском составе (его «ушли» из SEAT даже несмотря на призовой результат). В Peugeot сделали на 34-летнего пилота ставку и… пожалели, что не полную. Да, 206WRC выиграл эту гонку, но — лишь в личном зачёте.

Странное вышло юбилейное ралли. Странное потому, что победитель выиграл лишь два допа, а имевшие больше всех побед на участках британцы оказались почти не у дел. Потому, что фавориты бесславно выбыли из борьбы, а в «десятке» оказалось просторно для «частников». Потому, что успех пришёл к тем, кто всерьез не верил в него, а те, кто был исполнен амбиций — «пролетели».

И лишь одна традиция «Швеции» непоколебима. Конечно, уроженец иного, чем снежная Скандинавия, края когда-нибудь, наконец, выиграет это ралли, покорит эту «снежную стену». Но это — уже в будущем…
Текст: Антон Борисенко

Фото: пресс-службы команд-участников